Творчество при раннем слабоумии. Краткие сведения о болезни

Ранним слабоумием заболевают, обычно, молодые люди, почему и болезнь эта имеет соответствующее название. Болезнь чаще начинается внезапно, когда больной вдруг почувствует, что он теряет нити, связывающие его с действительной жизнью. Ему вдруг покажется, что изменяются его органы, изменяется его лицо, что родственники неправильно к нему относятся. Наконец, могут присоединиться и галлюцинации, под влиянием которых больной может нанести или себе, или окружающим какое-либо повреждение. Нередко приступ болезни заканчивается сравнительно скоро. Родственникам и окружающим кажется, что больной поправился, но это поправление может быть далеко не прочным, но через некоторое время приступ болезни может повториться и затянуться на более долгий срок. Приступы могут повторяться несколько раз, и каждый из них оставляет налет дефекта на личности больного, благодаря чему последнему нередко приходится менять прежний род занятий, если больной сохраняет трудоспособность по окончании приступов. Если молодой человек учился, и болезнь застигла его в то время, когда он еще не закончил своего образования, то он его и не закончит. Но случается и так, что болезнь, породившая один пли два приступа, заканчивается, но больной поправляется с дефектом. Такие больные входят в практическую жизнь, выполняют очень хорошо обязанности по службе, но в то же время на характер их накладываются определенные черты; о них говорят, что они люди замкнутые, необщительные, что у них не бывает товарищей. Таких больных много в жизни, и все они делают аккуратно свое дело. Потомство таких больных почти неизбежно болеет тою же болезнью, независимо от того, что у родителей данный болезненный процесс уже закончился. Перенесшие приступ данного заболевания получают какие-то особенности, отпечатлевающиеся на лице больного. Эти особенности легко воспринимаются опытным врачом, но они очень трудно облекаются в слова, так как язык наш крайне беден, и тех мимических нюансов, которые свойственны человеческому лицу, облечь точно в слова не может.

Данное заболевание характеризуется следующими особенностями. В сфере чувства наблюдается ослабление эмоциональной реакции, заключающееся в том, что больной реагирует неправильно на раздражители; эта неправильность выражается или повышением раздражения, или же понижением его, причем понижение может распространяться до полного отупения. Кроме того, в этой же сфере наблюдается так называемая амбивалентность, заключающаяся в том, что больной двояко реагирует на полученные раздражения. Он может смеяться, когда получает неприятное раздражение и может плакать при наличии веселого раздражителя. В этом случае мы наблюдаем диссоциацию внутренних переживаний и внешних отреагирований. Гармоничность этих процессов распадается. Эдгар По говорит: если вы смотрите в зеркало и сделаете плаксивое лицо, то в это время вам не удастся пережить приятной эмоции; следовательно, как внутренние переживания действуют на внешнюю проекцию, так и внешние отпечатки действуют на внутренние переживания. Связь между этими двумя процессами очень точна. У схизофреников эта связь нарушается или разрывается.

Больные часто бывают крайне раздражительны; они нападают на окружающих и ухаживающий персонал. У них часто наблюдаются страхи, от наличия которых зависит и поведение больного. Больным также присущи так называемые импульсивные поступки. Я помню одного больного, который, придя в Третьяковскую галерею, нанес три поранения ножом картине Репина "Иоанн Грозный и сын". Больной был доставлен в больницу, где он рассказал, что под влиянием каких-то переживаний ему сразу пришла в голову мысль расправиться с данным художественным произведением, что он немедленно и выполнил; при этом он говорил, что в жизни и так много крови, зачем ее еще фиксировать в художественных произведениях.

В сфере интеллекта наблюдаются менее важные нарушения: у больных появляются бредовые идеи, нередко идеи преследования, что они иногда и описывают в своих произведениях.

После нескольких приступов болезни интересы больных иногда падают до минимума, и у них отмечается большая замкнутость, выражающаяся тем, что больные не делятся своими внутренними переживаниями, а на все расспросы дают формальные ответы, не стоящие в связи с интересами больного. В дальнейшем у больных появляется особое состояние, известное под именем аутизма; это состояние заключается в том, что больные как бы порывают всякую связь с действительной жизнью и уходят в мир миражей и грез; действительная жизнь перестает привлекать больных, их внутренние переживания теряют связь с реальной действительностью. Больной может думать очень много, но все его думы не имеют решительно никакой реальной почвы; он живет в мечтах, он строит воздушные замки, он уходит из действительной жизни.

Очень часто больные понуждаются к творчеству, но так как больной считает свои переживания крайне интимными, то он свою творческую продукцию старается затушевать так, чтобы стороннее лицо не проникло в ее содержание. Для этого больные выдумывают особые буквы, при помощи которых стремятся зашифровать внутренний смысл своего творчества. Примеры будут приведены ниже.

Зашифровывание смысла может все более и более углубляться и, несмотря на то, что больной пользуется буквами известного алфавита, он комбинирует последние так, что проникнуть в смысл написанного не представляется возможным. Для примера приводится снимок с одного из таких писаний, автор которого представлял себя не тем лицом, каковым он являлся на самом деле. (См. рис. 3).

Некоторые больные исписывают целые тетради стереотипным почерком, в смысл которого невозможно проникнуть. Творческая фантазия у больных богата, но она не имеет реального значения. Эстетика значительно страдает.

В сфере движений у больных наблюдается негативизм, заключающийся в том, что больные производят не те движения, о которых их просят, а противоположные; то же отмечается и в речи больного, когда он дает ответы не по существу предлагаемого вопроса. Стереотипия наблюдается в писаниях и рисунках, она же наблюдается и в двигательной сфере, когда больной изо дня в день производит одно и то же движение. Иногда у больных наблюдается восковая гибкость, дающая возможность больному сохранить неопределенно долгое время неудобно-созданную позу. Поступки больных нередко имеют театральный характер, так как их позы носят отпечаток незаконченности, как будто больной живет в недействительной жизни, а играет на сцене. Иногда больные не произносят ни одного слова, и все вопросы, обращенные к ним, остаются без ответа. Личность больного иногда значительно изменяется.





 
|