Творчество в нейрастенический период

Творчество стоит в полной зависимости от периода заболевания. Нейрастенический период является самым лучшим в смысле творчества, потому что он мало отличается от здорового состояния. Многие больные, поступающие в больницу в конце этого периода, дают интересные образцы своего творчества.

Больной К., железнодорожный машинист, никогда не интересовавшийся стихами и не писавший их, неудержимо побуждался к творчеству, и листы бумаги, которые давались ему, он заполнял стихами, писал их довольно быстро; все они написаны почти без помарок. Вот образцы некоторых из его произведений:

"Я совершено в вашей власти,
И жизнь моя у вас в руках;
Вы дадите вместо сласти,
Яд приятный в порошках;
После этого известно,
Ваших глазок не видать,
В могиле мне не будет тесно,
Я буду там спокойно спать.
Не буду слушать пьяный гул
Племянников своих разгул...
Наследство вызовет лишь смех,
В пылу разгула и потех.
Наследство откажу я вам
За поцелуй ваш в губки сочный
Конец стремленьям и мечтам,
И там же нет любви заочной.
Стих у дяди своего украл,
Когда он в больнице умирал.
Наследство доктор не отдал,
Теперь я нищим совсем стал.
Дядя мой совершеннейший дурак,
Каналья поступил не так.
Зря наследство отказал,
Жить без денег приказал.
Доктор отравил его каналью
И не помянул даже печалью".

К концу больной утомляется, а потому страдают и размер, и рифма.

Сияние во мраке

"Не стремлюся быть поэтом;
Мрачно все на свете этом.
Жизни гнусные грехи
Не стремлюсь включать в стихи.
Везде, куда ни посмотрю:
Мрачно, грустно, прозаично.
Я Вас одну, одну люблю,
Пылко, страстно, безгранично.
Все остальное безразлично,
На свете этом прозаично.
Хотелось бы и мне
Найти сияние во мраке;
Проплыть по жизненной волне
И с нею не погибнуть в драке.
Скажу с печалью и не ложно,
Без вас все это невозможно:
В мрачном жизненном пути
Без вас сиянье не найти.
Вы пречудный идеал.
Для вдохновения поэта;
Я восхищенье восприял,
Увидевши сиянье света
Рисуя чудный силуэт,
Нахожу один ответ:
Милее вас на свете нет
Шлю восторженный привет,
Предвзятости в котором нет
И сохраняю в груди завет
Что вы во мраке чудный свет.
Везде сияющий идеал
Как моисеевский скрижал.
Любовь моя не изменима,
В ней нет предела и конца.
Как святость райского венца,
Она ничем неизмерима.
Бесконечна, как окружность;
От центра сердца не уйдет.
Час испытанья она ждет,
Чтоб освятить свою наружность
И доказать что и кристалл,
В сравненьи с ней не идеал.
Она так чисто бьется к вам,
Как пылкий к богу Авраам.
Стремяся к высшему блаженству,
К чертогу неба, совершенству,
Занес над сыном свой кинжал.
Чтоб сын любимый в жертву пал.
Так и моя любовь
С такою жертвою стремится,
Она ничуть не изменится
И не застынет в сердце кровь.
Моей любви границы нет:
Я люблю вас беспредельно.
Я не могу смотреть на свет
И на мир от вас отдельно.
Все это правда, не химеры,
Я вас люблю и больше меры.
От истины далека ложь,
Без вас минута не в терпеж.
Перешла любовь границу:
Я вижу в вас мою царицу...
Перешла и страсть предел:
Я от любви почти сгорел...
Сердце просится наружу:
Не застынет оно в стужу,
Пламенеет оно к вам:
Вам и жизнь мою отдам.
Клянусь душой моей больною,
Ваш чудный милый взгляд,
Как обаяние наяд
Владеет страстно надо мною...
Без него я стону, ною
Грудь бушуется волною.
Как скрягу каждая монета
До жгучей радости прельщает,
Как рай пророка Магомета
Движенье Ваше обольщает.
Взор улыбкою небесной
Излечит тяжкие мечты,
Бальзам целительно чудесный
Исполнен чудной красоты
Как богине красоты.
Чудной красоте Венеры,
Стремятся страстные мечты
Беспредельно и без меры.
Песнь моя еще не спета,
Я буду продолжать так:
Вы для меня сиянье света,
Вокруг же беспредельный мрак.
Мрак давно над мной витает:
Он душу, сердце растравляет...
Я к заключению приду:
Без вас сиянье не найду.
Любовь во мраке есть светило,
Когда бы сердце чисто было,
Но с грустию скажу вперед.
Никто такого не найдет.
Есть определенная случайность.
Питает сердце и добро,
Но это только чрезвычайность
Больше все приносит зло.
Мое же сердце как кристалл,
Бьется к Вам чистейшей кровью...
Вы мой волшебный идеал.
Я к Вам одной горю любовью.
И чисты сердца увлеченья
Без предела и сомненья.
Тяжесть грусти неприязно
В грудь забивается мою,
Я вас одну, однообразно,
С пылкой страстию люблю.
Что на свете сем бесспорно,
Скажу Вам истинный ответ,
Я люблю Вас не притворно,
Вы для меня сиянье свет.
О дайте же скорей ответ:
Я страдаю же невольно:
Жизнь полна мирских сует,
А с Вами быть везде привольно.
Влейте же любовь в сердечко,
Мрак освятите наконец,
Я предлагаю Вам колечко,
И стал бы с Вами под венец
И было бы сиянье света
В мрачном жизненном пути...
Какого ждать от Вас ответа.
Куда мне с мыслями идти.


***********

Дорогая моя милка
Я люблю Вас очень пылко
Очень пылко и мятежно,
Очень страстно, очень нежно,
Неограниченно, прилежно,
Бесконечно и безбрежно,
Упоительно и нежно
И ничем неопределенно,
Прямо, стройно, однотонно,
Многогранно, многотонно
И ничем неопределенно
И решенью не деленно
Я люблю Вас многогранно
Монотонно, безгранично
Я люблю Вас страстно, гранно,
Очень пылко и прилично.
Я люблю Вас очень нежно,
Очень пылко и прилежно,
От Вас смерть мне неизбежна.
Потому что очень нежно.
Я люблю Вас без прикраски,
Хороши приятны глазки,
Это чудные лишь сказки,
И волшебные прикраски
Я люблю Вас не напрасно,
Но неограниченно ужасно
Не напрасно, не напрасно
Очень красно, очень красно.
Очень мило и прекрасно
Не напрасно, не напрасно
А ужасно и опасно.
Но приятно и негласно.
И опрятно и понятно
Очень пылко, очень внятно
От любви же вдохновенье,
Каждый раз и вне сомненья
В одно прекрасное мгновенье
Даст мне негу опьяненье
Мир мелодий появленье
Звуков чудных отраженье
Песнопенье, песнопенье
Восхищенье, восхищенье,
Впечатленье, впечатленье,
Без сомненья, без сомненья
Изображу на лире я
В пылу и страсти и огня
И жизнь свою кляня,
И виденье то виня
Прокляну тогда тебя,
Хоть и неограниченно любя,
К тебе стремлюсь я мятежно,
Бурно, пламенно безбрежно,
Неопределенно, бесконечно,
Неограниченно и вечно
Пылко страстно и сердечно,
Долго, долго не скоротечно".

В последнем стихотворении больной пользуется немногими словами, которые и повторяются в однообразных комбинациях. В это время его болезненное состояние резко ухудшилось.

Еще больной М. Этот больной поступил с более резкими симптомами проявления данного заболевания. Он начал с того, что написал несколько доносов на своего знакомого, по его мнению, укрывающегося от военной службы; спустя некоторое время, когда состояние его здоровья несколько улучшилось, он понял, что поступал неправильно, а потому и просил считать прежние его заявления недействительными, так как он их написал в состоянии "невменяемости". Он тоже является железнодорожным служащим, у него тоже был период творчества, проявлявшийся в написании ряда рассказов, образцы которых и приводятся.

"Коледа"

Перед Рождеством в Об. В. Д.

1879 года. Ст. Мальчевская Каз.-Вор. Ростов ж.д. Село Шептуховка

Едем с облавой на волка и лисицу.

Лошадь подо мной арабской породы — стрелецкого Конно-Государственного завода.

Обложен: человечий след, по Дудникову балку; рядом, пеший охотник письмоводитель Начальника Дистанции, дорожный мастер, в Гарбе одиноко сидел доктор-акушер и сосал сигару, безучастно и пассивно относился к охоте; только изредка бросал свой взор на меня и что-нибудь шутил.

Начался гон по волку; поэтому я просил доктора сохранить тишину, гон шел на меня; собак держу на своре и центрального боя ружья наготове; конь фыркнул; за это я передернул удила и дал в бок плеть... Смирно скомандовал я и взглянул на доктора, который вместе с охотником взобрался на огромный дуб, я улыбнулся. Конь фыркнул и бросился в английском седле, — волк в сторону и чистое поле, по Дуднековской балке, я спустил собак; от выстрела сдержался и погнал за зверем, в 1/2 версте нагнал матерого волка с высунутым языком, собаки смело окружили: левая взяла первая за ухо зверя, я соскочил и вложил зверю мунштук и надел намордник, стреножил и положил в седло, поехал к главному виновнику охоты; он стоял на дрожках и увидев меня с радостью поздравил и, между прочим, заметил, что в хуторе Маслове нас ждут на Коледу".

Во всех написанных больным рассказах он играет главную роль, но это не действительность, а переоценка личности.





 
|