Характеристика творчества в период экзальтации

У нас собрано много рассказов, которые требуют особого издания, так как место в данной работе они найти не могут. Некоторые записки представляют большой интерес. Среди записок имеются дневники мужчин и женщин, по последним легко отличить: был ли автор в подавленном состоянии или в состоянии экзальтации. Среди дневников особенно ярко выделяются дневники женщин, оставшихся без работы, без крова и вынужденных скитаться по различным притонам; некоторые из них, по их же признанию, ночевали на лестницах за неимением более удобного пристанища. Интересны дневники женщин, бывших в состоянии экзальтации, по внешнему виду дневников можно поставить диагноз, так как они имеют сложные рисунки на обложках, для объяснения смысла которых иногда прилагаются отдельные описания. Цветистость украшений, тщательная отделка их и сложность замысла создают диагностическую ориентировку.

При наличии экзальтации больные понуждаются к творчеству, и если творческий порыв не будет в достаточной мере использован, то больной будет расходовать свою энергию на разрушительное творчество. В больницах нередки случаи, когда больные, находящиеся в состоянии экзальтации, бьют стекла, рвут белье, нападают на ухаживающий персонал и вообще причиняют в больнице много неприятностей. Если к таким больным отнестись с надлежащим вниманием и предложить им бумагу и перо, карандаш и краски, то они будут заниматься производительным творчеством, и нельзя заранее сказать, что данный больной не создаст чего-нибудь интересного; с уверенностью можно сказать, что каждый больной, находящийся в состоянии экзальтации, создаст нечто оригинальное, красивое, заслуживающее внимания.

Изучая творчество душевнобольных, можно проникнуть в глубину творческого процесса и по его механизму составить ясное представление о том, что данный процесс целиком совершается в недрах самого творца. Далее нами будет предложена теория психотехники творческого процесса, в которой мы подробно остановимся на взаимоотношении сознания и подсознания в творческой и привычной работе. В настоящее же время мы только обращаем внимание на то, что творческий процесс циклотимиков, находящихся в периоде экзальтации, является весьма важным и несет на себе отпечаток гениальности. Фаза экзальтации характеризуется активированием сферы чувств, последняя синтетически творит в подсознании различные ценности и выносит их в интеллектуальный поток, окрашивая все в яркий творческий цвет. В зависимости от степени активирования сферы чувств активируется и бодрственное сознание; от степени потока идей из подсознания зависит отвлекаемость больного; если идеи хотя и быстро сменяются, но так, что больной в состоянии ими овладеть, то в этот период времени он является значительно отвлекаемым; его органы восприятия также находятся в повышенном тонусе, благодаря чему наиболее воспринимающие из окружающей среды — слух и зрение привлекаются всяким мелким вмешательством: с каким бы увлечением ни говорил больной о предмете, его легко отвлечь в совершенно противоположную сторону, высказав иную мысль, на которую он сейчас же начнет реагировать, так как вскользь брошенное слово служит импульсом для разработки новой темы.





 
|