![]() |
![]() |
![]() |
Для того, чтобы пролить свет на этот вопрос, нужно прежде всего попытаться выяснять, что же из себя представляет с физиологической точки зрения то, что принято называть внушением, внушаемостью, о роли в жизни которой будет сказано несколько слов ниже. До настоящего времени не имеется других определений, как выливающихся в следующих фразах: "восприятие новых представлений, новых идей без критики"; "внушить - значит заставить принять новое без критики и контрпредставлений"; "поддаться внушению - значит поверить"; "в основе внушаемости лежит чувство веры"... и т.п. Какой физиологический процесс обнимают эти определения? По-видимому, мы будем близки к истине, если станем опять-таки на почву учения о рефлексах головного мозга, покоившегося на двух основных процессах — раздражения и тесно и неотъемлемо связанного с ним торможения — в постоянной смене которых и проходит вся жизнь нервной системы. При раздражении клеток мозга последние тем легче принимают определенное впечатление, чем больше будет заторможено других, от которых могут исходить ассоциативно раздражения противоположного тормозного характера. Создающиеся благоприятные условия для этих широких условных тормозных процессов и способствуют наибольшему восприятию воздействующего раздражителя, на который и вырабатывается постоянная реакция, устанавливается временная, более или менее продолжительная связь между этими раздражителями и ответами на них. Таким образом, как будто образуется более или менее постоянная рефлекторная дифференцированность, "готовность" отреагировать на строго определенный дифференцированный раздражитель. Иначе говоря, налицо имеется тот "раппорт", о котором шла речь выше. Авторитет врача, педагога, полководца, ученого, определенной личности, родителей и прочих, и прочих - все это те "вожаки", те сильные раздражители для определенных отделов бодрствующего головного мозга, которые подавляют при соответствующих условиях все остальные впечатления в равных отделах коры мозга и действуют на другие отделы, уже относительно более восприимчивые. На этой установившееся связи, этой "готовности" основана дисциплина воинов, школьников и т.п. У них выработалась искусственно и условно привитая дифференцировочная рефлекторная реакция на авторитет начальства, учителя и прочих. Тот же процесс устанавливается и в том, что называется "верой". У кого легко вырабатывается реакция на раздражитель, "авторитет", у того, повидимому, легко оказывается возможным воспитать и условно-рефлекторный сон, на почве основного, унаследованного сонного защитного рефлекса — обыкновенного сна. Быстрота н прочность развития связей может быть различной у различных индивидуумов. Здесь должны играть роль личные конституциональные особенности, различные более или менее сложные, комплексные, превалирующие условные и безусловные раздражители (доминанты). В этом направлении вариации могут быть самыми разнообразными. Имеются индивидуумы с непрочно, в определенном направлении образующимися условными связями, не стойкими, часто прерывающимися, и под влиянием новых впечатлений у них быстро образуются новые связи в противоположном новом направлении. Это — люди "впечатлительные", "легко внушаемые". В строго ограниченных пределах врач, импонируя больному своим авторитетом, повышает его внушаемость и, чем сильнее связь, "раппорт", чем сильнее "доверие его" к врачу, тем сильнее и влияние врача, тем больше "готовности" у клеток головного мозга больного воспринять впечатления от врача, являющегося "вожаком" больного. О создании и укреплении этой связи и должен заботиться врач, если он хочет иметь благотворное влияние на больного. Не имеющий этого влияния в бодрствующем состоянии, он не добьется его в достаточной мере и во внушенном сне. При этих условиях, конечно, процент хорошо поддающихся гипнозу будет мал в лучшем случае, а в худшем равен нулю. Этим, отчасти, и объясняется различие статистических цифр у различных гипнологов. |
||
![]() |
![]() |
![]() |