![]() |
![]() |
![]() |
Идентичные бреду феноменыИдентичные (тождественные) бреду феномены. Бредовые феномены близки к представлениям, граничащим с патологическими. Сюда относятся: суеверные представления (необоснованные ложные воззрения, возникающие не столько под влиянием рассудка, сколько в зависимости от живых эмоций при недоступной коррекции) обнаруживают устремление к действиям. Судебно-медицинское значение их меньше, нежели при бреде, они не прочно прикреплены к патологической почве, отсутствует принудительная сила паранойяльного мотива, им противостоят достаточные психические препятствия. Опасность преступления существует только тогда, когда имеется патологическая основа. Социальное психопатическое суеверие наблюдается при слабом психическом равновесии у фанатиков, мистиков и слабоумных. Если комплексы суеверия обладают еще естественным сильным аффектом (религиозная почва) или связаны с личными расчетами (скрытый клад), то этим дается благоприятная почва для конфликта с законом. Индуцированный бред занимает среднее место между бредом и суеверием, напоминая подчас параноидное построение по типу бреда больных. Сюда относятся: бред ущерба, преследования, сутяжного характера, бред величия и др. Тесное сожительство с больным (при известных условиях) легко передает бредовые идеи (индукцию), особенно психопатам, дебильным и истерикам. Так как этот бред экзогенного характера, то интенсивность его слабее, нежели первоисточник. Но это не всегда так бывает. Иногда наблюдается соучастие в преступлении как индуцирующего, так и индуцируемого. Общие психические индукции и инфекции. С точки зрения криминально - психологической сюда следует отнести суггестивную передачу или перенесение (напр. идей вероучений, политических теорий) на отдельные индивидуумы или на массы, при этом бывает сильная тенденция к активному действию в направлении, указываемом этими комплексами с исключением индивидуальных тормозов (критики, этических чувств и проч.). В таких случаях речь идет о коллективном преступлении, определяемом не индивидуальными психическими стремлениями отдельных участников, а коллективными психическими тенденциями. Этого рода выступления наблюдаются при стачках, революционных движениях, политических, религиозных. Их значение нередко принимает характер исторический или культурно-исторический. Иногда они переходят в массовый психоз и психические эпидемии с половыми (сексуальными), алкогольными и т. п. эксцессами. Гораздо более сильное значение имеют ли место галлюцинации, расстройства памяти, конфабуляции (ложные обвинения или свидетельские показания). |
||
![]() |
![]() |
![]() |